Вопрос умения говорить по-английски — это один из сложных вопросов почти для каждого учащегося. Здесь присутствует и, так сказать, психологический “зажим” ( наследие школьной программы), то есть, боязнь сказать не так, произнести что-то не так, и откровенная лень открывать рот, низкая самооценка, отсутствие учебной самодисциплины и т.п.
С чего начать? Как сломать этот барьер и начать говорить? Но о чем говорить? С кем говорить? Способов очень много, и для каждого можно подобрать свой , индивидуальный подход к решению этой задачи. Это не дело одного дня или одной недели , но уверяю вас, через месяц сдвиги будут ощутимыми, ЕСЛИ … Если вы начнете, наконец, произносить слова и словосочетания, предложения и фразы. Как это сделать, я сейчас расскажу.
ЗАПОМНИТЕ: Если вы хотите говорить на английском языке, то надо научиться говорить с самим собой; ведь не всегда для вас будет партнер для разговора или вы будете находиться в языковой среде — это идеальные условия, но они не всегда бывают. Не упускайте драгоценное время , не ждите идеальных условий, а начинайте прямо сейчас. Вот несколько путей, ведущих к разговорной речи:
1. Любой, кто умеет говорить на родном языке, способен говорить и на иностранном языке. Нет здесь неспособных и тупых. Это миф, что у кого-то есть дар быстро научиться иностранным языком, а кто-то неспособен к обучению. Все мы разные, и каждому нужен свой метод, чтобы “развязать” язык. Хотя есть и общие рекомендации, без которых никому не обойтись.
2. Чтобы заговорить, надо говорить, то есть открывать рот и что-то произносить. Начинаем с простого — с чтения вслух. Значит нужен ПРОСТОЙ английский текст для чтения. Это может быть диалог, учебный текст и т.д. Идеальный вариант, если к тексту есть аудиозапись. Можно прослушать маленький отрывок, потом прочитать его самостоятельно. Главное правило — читать мало, но вслух и качественно, как бы пробуя каждый звук, звукосочетание “на вкус” и повторяя одно и то же несколько раз, как попугай. Вот когда язык начинает уже слушаться, можно продвигаться дальше.Читайте вслух каждый день по 3-5 минут, не больше. Через неделю можно добавить 2-3 минуты, то есть читайте по 6-8 минут. Доведите ежедневные чтения до 10 минут. Этого вполне хватит. Это еще не самостоятельная разговорная речь, но рот открывается и что-то произносится. Это уже кое-что.
3. Когда вы прорабатываете какой-либо раздел грамматики, то надо всегда делать уйму упражнений на отработку , не жалея времени и сил. Но в завершении всегда необходимо перевести предложения с родного языка на английский. Старайтесь делать это устно. Вы снова “привязаны” к тексту, но задача усложняется. Надо думать и о словах, и о правильном переводе. Если трудно, то переводите доступные и понятные предложении, а трудные оставьте на письменный перевод. Капля камень точит. Это еще не самостоятельная разговорная речь, но вы уже очень близко к поставленной цели.
4. Пересказывайте простейшие тексты, пусть это будет небольшой отрывок из рассказа, короткий анекдот или короткий рассказ. Как пересказывать тексты, я уже рассказывала. Для интенсивного обучения — один рассказ в день, а если время еще позволяет не торопиться, то рассказ должен уходить через день или два, то есть в неделю надо пересказать три небольших рассказика. Эти рассказы можно “мусолить” разными способами: обсуждать их с кем –нибудь, или на худой конец , с самим собой; задавать вопросы по тексту и отвечать на них; пересказывать с любой точки, хоть с середины и т.д. Не забываем о домашних заготовках и словах помощниках. Из любого, даже малюсенького рассказика надо “выжать” нужные жля вас слова или выражения. Рассказ должен работать на вас, если вы уж удостоили его своим вниманием.
5. Разговорные темы — это просто класс! Не так их и много — порядка 20 — 30, но если вы ориентируетесь хотя бы в десяти, то шансы весьма велики. Нужна картотека слов по заданной теме, сначала набираем хотя бы основные слова, но со временем слова будут прибавляться и прибавляться и тема будет более объемной и полновесной. Тему можно просто рассказать, можно составить диалоги, разбить тему на разделы и рассказать их по отдельности, составить вопросы и т.д. Я уже рассказывала, как надо разрабатывать темы и составлять картотеки.
6. Составляйте короткие сообщения по опорным словам: Опорные слова можно писать и на английском языке. Начинаем с 3-4 предложений.
Например, сообщение : Что я делаю на работе.
Опорные слова: получать (письма, документы); переводить; встречать ( делегации, представителей); Например:
I work at an office. I get a lot of letters and telegrams every day. I translate some of them into English. Sometimes I receive delegations from other firms.
7. Самые ходовые фразы всегда надо дублировать на язык, который вы учите. Здравствуйте, до свидания, спасибо, скажите, пожалуйста…, чем я могу помочь? что вы хотите? и т.д. Это делается в течение дня. Можно вообще все, что вы произносите на родном языке, проговорить позже на английском, если позволяют обстоятельства, конечно. Внутренний монолог и метод вкрапления — примерно так можно это назвать. Не забываем о методе наблюдателя. Многие мои ученики успешно используют метод фотографии, возможно кому-то из вас он поможет.