Мы пропустили третий блок нашего учебного материала, чтобы разобраться с началом начал — грамматикой. Теперь вернемся к словообразованию. Изучение любого языка начинается со слов. Знакомясь с азами грамматики, мы выяснили, что слова делятся на части речи. Основные части речи обладают свойством создавать новые слова и переходить из одной группы в другую. Каждое слово имеет “СЕМЬЮ”, то есть, у него обязательно есть слова, близкие по смыслу в других частях речи. Зная законы построения слов, их структуру, можно легко увеличивать свой словарный запас, не напрягаясь понапрасну. Другими словами, выучив одно слово, вы уже автоматом понимаете значения еще 5-6 слов, а иногда семья доходит до 20 слов. Семьи же бывают разные. Так что есть смысл выучить законы словообразования.
Если вы раскроете английскую книгу и внимательно просмотрите текст, то даже если вы не знаете ни единого слова, вы сможете заметить, что одни слова — коротенькие, а другие — длинные, а есть и очень длинные. Все короткие слова из основных частей речи мы назовем так: КОРНЕВЫЕ. Они могут гулять сами по себе, а могут встречаться в составе длинных слов; в начале, в середине или в конце “удлиненного” слова. Получается, что каждое длинное слово имеет КОРЕНЬ, и эта часть слова не меняется и ее легко угадать. Но есть корни в длинных словах, которые вы не встретите поодиночке, они могут быть только в составе длинных слов; но это вовсе не мешает разобраться со структурой слова, только подход будет немножко другим.
Разбираясь с азами грамматики мы выучили первые 10 глаголов. Теперь можно говорить о законах словообразования.
Есть очень много английских слов, которые имеют приставку перед корнем, или окончание после корня, а бывает, что слово имеет и приставку, и окончание. Приставки называются ПРЕФИКСАМИ; а окончания называются СУФФИКСАМИ.
НАЧНЕМ С СУФФИКСОВ. Хорошо ориентируясь в суффиксах, вы можете легко определить, к какой части речи принадлежит незнакомое слово, и в большинстве случаев, пошевелив мозгами, догадаетесь о его значении.
Выучим первые словообразующие суффиксы существительных: “ER” и “OR”. Если мы добавим “ER” или “OR” к глаголу, то получим существительное; и на основе уже выученных глаголов мы получим следующее:
ГЛАГОЛ + ER = СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
TO WORK — работать + ER = WORKER — рабочий.
TO GO — ходить + ER = GOER — ходок, тот кто ходит.
TO LIVE — жить + ER = LIVER -тот, кто живет, живущий;( всегда с определением); например: a gool liver — хороший человек.
TO LEARN — учиться + ER = LEARNER — учащийся.
TO COME — приходить + ER = COMER — пришелец, прибывший.
TO TAKE — брать + ER = TAKER — берущий; тот, кто берет.
TO GIVE — давать + ER = GIVER — дающий; тот, кто дает.
TO READ — читать + ER = READER — читатель.
TO WRITE — писать + ER = WRITER — писатель, автор.
Все новые слова, которые получены путем добавления к глаголам суффикса “ER”, являются существительными; но сразу понятно, что эти слова относятся к человеку : это может быть профессия, род занятий и т.п. Но так бывает не всегда, и об этом ( и не только) мы поговорим в следующий раз.