Учебники и пособия, объяснение грамматики и правила

Оглавление —> Все мифы

Предположим вы ходите в школу, колледж, институт, на языковые курсы или к репетитору, где вы учите английский язык. Само собой разумеется у вас есть учебник, пособие по изучению английского языка или всевозможные методички, которые вам рекомендуют приобрести или выдают в учебном учреждении, который вы посещаете. Достаточно ли одного учебника (пособия, грамматического справочника) для освоения английского языка? Можно задать вопрос по-другому: содержит ли один учебник или одно пособие по изучению английского языка достаточно информации по интересующему вас вопросу? И самый главный вопрос: подходит ли данный учебник или пособие по изучению английского языка именно вам?

Давайте рассмотрим вопрос об учебниках английского языка, пособиях по изучению английского языка, самоучителях и всевозможных грамматических справочниках. Одним словом, всех тех учебных пособиях, по которых учащиеся пытаются освоить английский язык.

Начнем с учебников. Первое, что необходимо знать — это то, что нет идеальных учебников, то есть, таких учебников, которые бы разъяснили каждому учащемуся в отдельности и всем сразу какой-либо грамматический раздел или ответили на многочисленные вопросы по всем интересующим вас темам. Все учебники хорошие, в них есть нужная информация, которую надо уметь считывать и усваивать, но идеальных учебников не существует.

Любой учебник написан человеком ( или группой людей). Само собой разумеется, что тот человек ( или группа людей), кто написал учебник по грамматике английского языка, знает все ( или многое) о грамматике английского языка. Но знать и объяснять — это совсем разные понятия. Любой учебник или пособие можно сопоставить с учителем. Все преподаватели, безусловно, знают учебный материал, который они преподают. Кто-то знает лучше, а кто-то хуже. Но не факт, что они могут хорошо объяснять. Есть преподаватели, которые очень хорошо знают грамматику и говорят на английском языке бегло и правильно, а вот объяснить толково и понятно не могут. Так и учебники, вроде бы все верно: и правила написаны и объяснения по грамматике абсолютно верные, а в итоге не очень и понятно, не складывается общая и ясная “картинка”.

Какой же выход? Ну, во первых, одного учебника явно недостаточно, здесь можно идти по принципу- “чем больше, тем лучше”. Все мы разные, и лучше всего найти “своего” автора, объяснения которого вам лучше всего подходят. Во-вторых, учебный материал в любом учебнике не всегда равноценный. В одном учебнике какие-то темы очень хорошо проработаны,а какие-то не очень, а до некоторых “слегка” прикоснулись. Тогда на помощь может прийти другой учебник, в котором можно найти недостающую информацию, к тому же в каждом учебнике свой “язык” своя манера изложения. Не подходят эти два учебника, берем третий, читаем тот же раздел грамматики, который написан немного по-другому, и так далее. Это напоминает общение с разными учителями, то, что не понятно из объяснений одного учителя, возможно, дойдет, когда пообщаешься сразу с несколькими преподавателями на одну и ту же тему.

Теперь пару слов о правилах и объяснениях. Каждый раздел грамматики в учебниках английского языка не обходится без грамматических правил. В школах обычно учат правила наизусть. Но зачем? Правила в учебниках и пособиях написаны, чтобы понимали, как устроен английский язык. Но как происходит в реальной жизни? Если выучить наизусть правило, как стихотворение, то можно ли считать, что вы понимаете о чем идет речь? Конечно же нет. Так можно ли слепо доверять правилам, которые написаны с учебниках и пособиях? Да , доверять можно, но не всегда можно понять объяснение. Попробуйте объяснить любую тему или переделать любое правило на простой язык, то есть, объяснить своими словами какое-то грамматическое правило или раздел. Оказывается, далеко не все это смогут сделать. И что же получается, мы знаем правило наизусть, а его смысл от нас ускользает. Например, если вы можете объяснить пятилетнему ребенку, какие слова мы называем существительными или прилагательными, что означает понятие “префикс” или “предложение” значит вы и сами это понимаете. Таких примеров можно привести великое множество. Тогда получается, что если вы хотите освоить английский язык, вам придется как бы “придумывать” правила, которые подходят именно вам.

На любое правило или объяснение надо “вешать” вопрос — “А почему?”. Например, если в учебнике написано, что английское предложения строится по строгому или прямому порядку слов, то надо задуматься, почему в нашем языке мы можем свободно менять местами части предложения, а в английском языке это недопустимо. Или, например, мы знаем, что в английском языке есть два артикля определенный “a/an” и неопределенный “the”. Так спросите сами себя: “А зачем и нужны артикли в английском языке? У нас же нет никаких артиклей, и мы прекрасно без них обходимся. Если вы понимаете, зачем нужны артикли в английском языке, тогда вы хорошо понимаете строй английского языка и правила употребления артиклей в английском языке.

Но это еще не все. Если вы хотите знать английский язык, вам надо впустить его в свою жизнь. Что это означает? Очень просто: все, что вы видите, например, в своем собственном доме, должно быть написано на английском языке. Все слова, которые вы часто произносите в вашей жизни, должны быть на английском языке. Повесьте календарь на английском языке, ведь названия дней недели, месяцев, даты не учатся на уроках, они просто входят в нашу жизнь ежедневно, и их надо видеть, говорить и писать на английском языке . И вы их никогда не забудете. Можно повесить географическую карту на видном месте с названиями континентов, стран, морей и океанов на английском языке, и вы тоже их запомните без труда. Названия предметов, которые находятся в вашем доме можно легко запомнить, если вы будете произносить их на английском языке. Теперь переместимся на улицу. Ваш ежедневный маршрут в школу, институт или на работу — это прекрасная возможность запомнить пару английских слов (или больше). То есть, в течение дня не упускайте возможности “позаниматься” английским языком. Так постепенно вы “обрастаете” словами, не выкраивая для этого время для занятий за письменным столом. Впустить английский в жизнь, это читать всевозможную литературу на английском языке. Книги, книги и еще раз книги. Если вы не любите и не хотите читать, то ваш путь по освоению английского языка будет в разы длиннее и запутаннее.