Продолжаем разбираться с методами чтения. Сам процесс чтения при изучении английского языка может быть разным. Я бы выделила в основном три метода, или способа чтения. Первый метод — это чтение вслух слов, словосочетаний, предложений, специальных несложных текстов. Цель такого чтения — научиться , произносить незнакомые звуки, научиться говорить. Просто на слух не стоит запоминать слова, не понимая их правил чтения. Текст перед глазами — это опора, это похоже на костыли, которые помогают ходить тем, кто по каким-либо причинам вынужден восстанавливать способность передвигаться. Со временем можно откинуть эти помощники-костыли и пойти самостоятельно. Точно также, потренировавшись в чтении, “почувствовав” звуки, ритм и мелодику английской речи, учащийся может отбросить один “костыль” и приступить к пересказыванию несложных текстов и коротких рассказов, а потом и сам начнет выражать уже свои мысли устно, то есть говорить по-английски.
Второй метод чтения — это уже чтение любых книг только в оригинале. Здесь наша цель — пополнение своего словарного запаса. Делаем три закладки и работаем над текстом, причем набираем существительные и прилагательные.
Цель третьего типа чтения — это понимание грамматические законов и расширение словарного запаса ( глаголы и наречия). Книга на английском языке в оригинале -это самый лучший учебник. Все правила, которые вы учили и знаете, можно увидеть, так сказать, в действии. Для этого типа чтения вам нужен путеводитель. Возьмите плотный лист бумаги или картона и напишите на ней правила, что-то наподобие шпаргалки. Самое главное — это поместить туда таблицу глагольных времен, так как по ней вы будете отслеживать времена. А далее можно кратко написать любые правила, которые вы знаете. Например, обороты “to be going to” и “ there is/are”; Imperative Mood ( приказ- просьба) и т.д. Продвигаясь вперед в грамматике, вы будете пополнять свой путеводитель новыми важными правилами. Конечно, при чтении текста не все предложения будут вам понятны с точки зрения грамматики. Это не должно быть препятствием в общем понимании текста. Если вы будете продолжать разбираться с грамматикой, то рано или или поздно, по мере продвижения вперед таких предложений будет все меньше и меньше.
Я напишу тот же самый отрывок текста из книги Джеймса Хэрриота — “ All things bright and beautiful” , который служил нам в качестве примера при объяснении второго метода чтения.
В этом тексте я подчеркну подлежащее и сказуемое. Определю время. Если я не помню или не знаю в каком времени находится глагол — передо мной есть путеводитель с таблицей временных форм.
And yet I have always entertained a suspicion that most farm dogs were more or less pets. The dogs on ship farms were of course in dispensable working animals and on other establishments they no doubt performed a function in helping to bring in the cows. But watching them on my daily rounds I often wondered. I saw them rocking along on carts at haytime, chasing rats among the stooks at harvest, pottering around the buildings or roaming the fields at the side of the farmer, and I wondered … what did they really do?
Я выпишу подлежащее и сказуемое, чтобы показать времена. Конечно, вам надо просто просмотреть текст, определить времена, а незнакомые глаголы выписать в инфинитиве. Выписывая глаголы, не забывайте определять — правильный он или неправильный. Помните золотое правило — выписывайте незнакомые слова вместе с их семьями. Пользуйтесь закладкой с суффиксами.
1. I have always entertained … Время — Present Perfect
to entertain = питать (надежду, сомнение, подозрение); развлекать, занимать , угощать ( гостей); Напишу слова, входящие в семью этого глагола.
entertaining (adj) = забавный, занимательный, развлекательный;
entertainment (n) = развлечения, прием гостей;
2. most farm dogs were … The dogs on ship farms were… Глагол “to be” в прошедшем времени.
to be [was/were, been]= быть, есть, находиться; Напишу слова, входящие в семью этого глагола.
being (n) = бытие, существование, жизнь; существо, человек; суть;
being (adj) = существующий, настоящий;
3. they performed … Время — Past Indefinite Tense
to perform = исполнять, выполнять, совершать; представлять, играть пьесу; делать трюки ( о дрессированных животных); Напишу слова, входящие в семью этого глагола.
perfomance (n) = исполнение, выполнение; действие, поступок; театральное представление; трюки;
performer (n) = исполнитель;
performing (adj) = дрессированный, умный ( о животных);
4. I wondered. Время — Past Indefinite Tense
to wonder = удивляться, интересоваться, хотеть знать; Напишу слова, входящие в семью этого глагола;
wonder (n) = удивление, изумление; чудо, диковина;
wonderful (adj) = удивительный, замечательный;
wonderment (n) = удивление; нечто удивительное;
wonder-work (n) = чудо;
wonder-worker (n) = чудотворец;
wonderland (n) = страна чудес;
wondrous (adj) = удивительный, чудесный;
5. I saw … Время — Past Indefinite Tense
to see [saw, seen]= видеть, глядеть, наблюдать; Напишу слова, входящие в семью этого глагола;
seeing (n) = видение, зрение, зрительный процесс;
seeing (prep, cj) = ввиду того, что; принимая во внимание; поскольку;
6. What did the really do? — Специальный вопрос . Время — Past Indefinite Tense.
to do [did, done]= делать, выполнять; Напишу слова, входящие в семью этого глагола;
doer (n) = исполнитель;
doings (n) = дела , действия, поведение, поступки;
Но в этом отрывке есть еще словосочетание с герундием, причастный оборот и сложное дополнение с первым причастием. Это тоже глаголы, но только их неличные формы. Те, кто разбирается в этой грамматике, сами определятся, а тем, кто еще не знает, я объясню эти правила позже. Сейчас просто выпишем глаголы в инфинитиве. Я напишу этот отрывок еще раз и выделю эти “проблемные” зоны.
And yet I have always entertained a suspicion that most farm dogs were more or less pets. The dogs on sheep farms were of course in dispensable working animals and on other establishments they no doubt performed a function in helping to bring in the cows. But watching them on my daily rounds I often wondered. I saw them rocking on carts at haytime, chasing rats among the stooks at harvest, pottering around the buildings or roaming the fields at the side of the farmer; and I wondered … what did they really do?
7. to help = помогать, содействовать; раздавать угощать ( за столом); Напишу слова, входящие в семью этого глагола;
help (n) = помощь; средство, спасение;
helper (n) = помощник;
helpless (adj) = беспомощный;
helpful (adj) = полезный;
helping (n) = помощь;
8. to bring [brought, brought]= приносить, приводить, привозить;
9. to watch = наблюдать, следить; караулить, сторожить; Напишу слова, входящие в семью этого глагола;
watch (n) = внимание, наблюдение, бдительность; стража, дозор;
watch( n) = часы ( карманные, наручные);
watcher (n) = сторож, наблюдатель;
watchful (adj) = бдительный, наблюдательный;
Слово “watch” входит во многие сложные слова:
watch-tower (n) = сторожевая башня;
watchdog (n) = сторожевой пес;
9. to rock = качать (ся), колебать (ся), трясти (сь); Напишу слова, входящие в семью этого глагола;
rocker (n) = качалка, кресло- качалка;
rocky (adj) = неустойчивый, качающийся;
10. to chase = охотиться, гоняться, преследовать; прогонять; Напишу слова, входящие в семью этого глагола.
chase (n) = охота, место охоты; преследование;
chaser (n) = преследователь;
chasing (n) = погоня, преследование;
11. to pottery = лодырничать, бесцельно тратить время, работать лениво;
12. to roam = бродить, странствовать, скитаться;
roam (n) = странствование, скитание;
Теперь можно легко справиться с переводом этого отрывка.
Но можно не только определять времена по сказуемым. Здесь есть все возможности просмотреть артикли, и понять почему стоит именно определенный или неопределенный артикль, просмотреть предлоги и наречия и т.д.