Оглавление —> Куда пойти учиться —> Закрепление знаний и ошибки —> О готовых правилах и объяснениях своими словами —> Заблуждения и мифы по изучению английского языка —> Память и трудности запоминания —> Схема изучения английского языка и разделение учебного материала на блоки
Когда вы учите английский язык, то вы заходите на территорию языка, совершенно вам чуждую со своими законами и правилами и множеством непонятных слов. Чтобы ориентироваться на этой территории вам надо не только учить слова, но и приспосабливаться к новым правилам, строить предложения по новым законам. Понятно, что со своим уставом в чужой монастырь не ходят.
Но на тернистом пути изучения английского языка помимо чуждых правил, появляются еще и “термины”, о которых многие из вас и понятия не имели до тех пор, пока не стали учить английский язык. Говоря на родном языке, вы и не присматривались к языковой терминологии, ведь она вам попросту не была нужна. Но иностранный язык — это наука, и как в каждом учебном предмете имеет множество терминов, например, такими, как: конверсия, подлежащее, прилагательное, инверсия, омоним, диграф, инфинитив, род, число. Ничего не поделаешь, придется вникать и в терминологию.
Чем больше вы находитесь но территории английского языка, тем больше привыкаете к нему, чувствуете себя уверенней день ото дня, свободнее ориентируетесь.
Но родной язык никуда не делся, он остается с вами, и время от времени вы возвращаетесь домой в родную стихию и живете по привычным для вас законам и правилам языка.
Хотите вы этого или не хотите, но вы подсознательно опираетесь на родной язык, сопоставляя его с английским языком. Поэтому, стоит делать это на сознательном уровне, то есть сравнивать родной язык с английским и находить сходства и различия. Без этого «сопоставления-анализа» не обойтись. Сходства с родным языком помогают хорошо освоить и понять грамматические правила, а вот различия всегда вызывают, по меньшей мере, недоумение, мешают переводам и вносят путаницу. Именно на различиях и надо сосредоточится.
Как же продуктивно и осмысленно сопоставить наши языки и найти сходства и отличия. Одним махом это трудно сделать. Но для тех, у кого уровень зашкаливает за отметку “средний” такая задача не должна представлять никакой трудности.
Я покажу , как сопоставлять языки для новичков, и эта схема годится для любого иностранного языка, который вы изучаете.
Можно открыть последнюю страницу ваших тетрадей , где вы пишете лекции или взять плотный лист бумаги. Разделите лист бумаги пополам вертикальной линией. Вверху левой части напишите: “Английский язык”, а в правой части: “Русский язык” ( или любой родной вам язык).
Теперь каждое правило, каждое положение, каждый грамматический раздел которое вы учите вы должны сравнить с родным языком и определиться: А как это происходит у нас, в нашем языке?
Приведу пример, как начиная изучать английский язык на самом первом этапе можно выяснить для себя много важного и интересного.
1. Вы прочитали или вам рассказали правило о том, что в английском языке предложения строятся по строгому порядку слов. Сравниваем с родным языком и видим различие. Напишем это слово между двумя столбиками.
Английский язык Русский язык
1. Строгий порядок слов Различие Свободный порядок слов
Если есть различие, то включаем “любознательность” и задаем себе вопрос: ПОЧЕМУ? Почему в английском языке строгий порядок слов, а у нас абсолютно все предложения строятся в свободном порядке. В учебнике обычно пишут правило и не всегда объясняют его происхождение. То есть вам предлагают поверить этому правилу и тупо его заучить. Но вы должны докопаться до истины самостоятельно или поинтересоваться у преподавателя и получить ясный и исчерпывающий ответ.
2. Вы учите части речи, то есть вы выясняете, что они совпадают с частями речи в родном языке. У нас есть существительные, прилагательные , глаголы и остальные части речи и у них то же самое. Но, у них есть то, чего нет у нас — это АРТИКЛИ. Запишем эту новость в нашу таблицу. Это уже второе различие.
Английский язык Русский язык
1. Строгий порядок слов Различие Свободный порядок слов
2. Есть артикли Различие Нет артиклей
Если есть различие, то включаем “любознательность” и задаем себе вопрос: ПОЧЕМУ? Почему в русском нет артиклей и мы прекрасно без них обходимся, зачем они вообще нужны? В языке не бывает ничего лишнего, все находятся на своих местах, выполняют свои функции. Не берите просто на веру тот факт, что есть два артикля. Выясните самостоятельно или с помощью наставника, в чем здесь дело, зачем они вообще нужны.
3. Вы начинаете учить глаголы и выясняете , что каждый английский глагол имеет ИНФИНИТИВ. Перед инфинитивом ставится частица “to”. Например: to read; to write; to go. Но что означает слово “инфинитив”. Почитаем в учебнике, полюбопытствуем. Вот правило из учебника: Инфинитив — это первоначальная форма глагола. Но как это понимать? Есть ли в родном языке у глаголов первоначальная форма, то есть, инфинитив? И если есть, то как он выглядит? Если вы не понимаете, что означает слово “инфинитив”, вы не должны идти дальше, остановитесь и докопайтесь до истины, или спросите у наставника: Что такое инфинитив?
Конечно же, в русском языке есть такое понятие, как “инфинитив” и показателем инфинитива является окончание: “- ТЬ”. Например: ходиТЬ, смотреТЬ, слушаТЬ.
То есть, в этом вопросе наши языки совпадают.
Возвращаемся к таблице.
Английский язык Русский язык
1. Строгий порядок слов Различие Свободный порядок слов
2. Есть артикли Различие Нет артиклей
3. Есть инфинитив Сходство Есть инфинитив
Итак, в нашей таблице есть три пункта и три ПОЧЕМУ, на которые надо знать ответы. Если вы до сих пор не знаете этих ответов, то спрашивайте, я с отвечу на любой вопрос.
У каждого языка есть ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ. Я называю эти черты “сердцем” языка. Это трудно назвать правилами в их истинном значении, но без них вам не удастся добиться успеха. Что это такое? Это аксиомы, которых надо ВСЕГДА придерживаться и о которых надо ВСЕГДА помнить. Основные черты английского языка часто имеют свое происхождение из сопоставления наших языков.
Приведу примеры для ясности.
В английском предложении всегда есть глагол. Если вы перевели на английский язык предложение устно или письменно, и в этом предложении нет глагола — то это ошибка.
В английском языке ничего не бывает по два раза. Нельзя ставить два отрицания, нельзя два раза указывать грамматическое время. То есть если вы поставили вспомогательный глагол “did” , то вы уже указали прошедшее время, и поэтому сам глагол должен быть в инфинитиве.
В английском языке есть вспомогательные глаголы. Действительно, что сразу бросается в глаза — это обилие вспомогательных глаголов, которые никогда не переводятся.
Итак, по мере продвижения вперед вы будете шаг за шагом сопоставлять наши языки и находить сходства и различия. Отсюда вы ясно увидите для себя отличительные черты английского языка. Тогда вы составите для себя единую, целостную картину и ваши знания не будут отрывочными, да и умение мыслить еще никому не помешало.
I’ll be very appreciate you if you give an answer- why English has a fixed sintax. What is the cause of it? Thank you in advance!