Оглавление —> Глагол
Какие слова можно назвать глаголами? Правило в учебниках гласит: Глагол — это часть речи, которая отвечает на вопросы: “Что делает лицо или предмет?” или “Что делается с лицом или предметом?” Это правило верно, но можно объяснить и по-другому, например, глагол — это слово, которое обозначает ДЕЙСТВИЕ. Под словом “ДЕЙСТВИЕ” понимается:
АКТИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ, ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ : бегать, прыгать, копать, читать, писать, рисовать, работать;
ИЗМЕНЕНИЯ: расширять(ся), опускать(ся), поднимать(ся), увеличивать(ся), улучшать(ся);
СОСТОЯНИЯ: любить, думать, замерзать, понимать, слышать, мечтать;
ОТНОШЕНИЯ, СВЯЗЬ: зависеть, нуждаться, вовлекать, обладать, принадлежать, требовать;
ПРОЦЕСС: спать, ждать, жить, носить одежду;
Любое английское предложение содержит подлежащее и сказуемое. А в состав сказуемого всегда входит глагол, то есть, в английском предложении всегда присутствует глагол. Это — основа основ. В отличие от английского языка в русском языке нет твердого порядка слов и не соблюдается правило обязательности подлежащего и сказуемого. Например, в русском языке есть предложения, состоящие из одного слова:
Весна. Прилетели птицы
Холодно. Я замерзла.
Светает. Пора отправляться в дорогу.
Утро. Поют птицы.
Похолодало. Надо одеться потеплее.
В русском языке также есть предложения, в которых нет глаголов , то есть полностью отсутствуют сказуемые. В таких случаях сказуемые подразумевается, а при желании их можно восстановить, Например:
Он умный. или: Он является умным.
Его нет на месте. или: Он не находится на месте.
У них нет вопросов. или У них не имеется вопросов.
Здесь много цветов. или: Здесь есть много цветов.
Дети в парке. или: Дети находятся в парке.
Смысловые глаголы относятся к содержательным словам. Напоминаю, что содержательные слова “содержат” смысл, то есть, определенную информацию, которую мы “считываем” и понимаем смысл. Глаголы, как и любые английские слова нельзя учить хаотично, их надо упорядочить.
Во-первых, глаголы классифицируются по форме, то есть, глаголы бывают:
1. ПРОСТЫЕ. Простые глаголы не имеют в своем составе ни префиксов, ни суффиксов. Например:
to bring = приносить, привозить;
to trust = доверять;
to think = думать; считать, полагать;
2. ПРОИЗВОДНЫЕ. Производные глаголы состоят из основы (корневого слова) и префиксов или суффиксов.
К наиболее распространенным суффиксам глаголов относятся:
ATE: to separATE = отделять;
EN: to deepEN = углублять;
FY: to notiFY = уведомлять;
IZE: to realIZE = осознавать;
К наиболее распространенным префиксам относятся:
to REdo = переделывать;
to DISappear = исчезать;
to UNfold = разворачивать;
3. СОСТАВНЫЕ. Составные глаголы состоят из двух слов, обозначающих одно понятие.
to backbite = back + to bite = злословить за спиной, клеветать;
to cross-examine = cross + to examine = подвергать перекрестному допросу;
to white wash = white + to wash = белить;
Во-вторых, глаголы классифицируются по значению.
1. Глаголы бывают предельные и непредельные.
Предельные глаголы обозначают действие, которое не может продолжаться. Например: открыть, закрыть, разбить, упасть, отказаться, повернуться;
Непредельные глаголы обозначают действие, которое не имеет ограничения, то есть, оно может продолжаться. Например: жить, говорить, сидеть, лежать, стоять, играть, танцевать;
2. По своим значениям глаголы можно разделить на группы. Например:
глаголы движения: бегать, ходить, наклоняться, ползать, летать, плавать;
глаголы говорения: шептать, рассказывать, говорить, болтать, кричать;
глаголы восприятия: видеть, слышать, ощущать вкус, ощущать запах, чувствовать;
глаголы, связанные с деньгами: зарабатывать, тратить, покупать, продавать, открывать счет в банке, оплачивать;
глаголы, связанные с погодой и климатом: идти дождю, снегу, граду; морозить, таять;
глаголы, связанные с процессом обучения и преподавания: учить, изучать, заниматься, преподавать, читать лекции, учиться в школе и институте, сдавать экзамены;
глаголы, связанные с офисной или канцелярской работой: печатать, обсуждать, проводить собрания и встречи, принимать делегации, составлять договора, подписывать документы;
глаголы, связанные с земледелием: сеять, пахать, орошать, осушать, собирать урожай, молотить зерно;
Этот список можно продолжать и продолжать, и писать узкоспециальные глаголы, например, связанные с шитьем, рисованием, театром, юриспруденцией и т.п.
Почти каждый глагол имеет буквальный и переносный смысл.
В — третьих, глаголы классифицируются по частоте употребления и количеству значений, то есть, по категориям.