Оглавление —> Куда пойти учиться —> Закрепление знаний и ошибки —> Заблуждения и мифы по изучению английского языка —> Память и трудности запоминания —> Сопоставление, любознательность и основные черты английского языка —> Схема изучения английского языка и разделение учебного материала на блоки
С чего надо начинать изучение английского языка старшеклассникам, студентам и взрослым учащимся? Со схемы, по которой можно ясно представить себе, что предстоит освоить.
Начнем с того, что английский язык, также, как и русский, стоит на двух “китах” — это грамматический строй, то есть правила и основные законы языка и словарный состав.
Для старших школьников, студентов и взрослых учащихся невозможно освоить английский язык, не прибегая к помощи своего родного языка. Это осознанное обучение, то есть обучение при помощи сопоставления с родным языком, на котором вы уже говорите с младенчества. Начиная с самых азов, шаг за шагом, двигаясь вперед, так или иначе, придется сопоставлять английский ( или другой иностранный язык, который вы учите) с родным языком, находя сходства и различия. Если вы учите английский, то вы заходите на «территорию» английского языка, где все не совсем так , как в родном языке, и поэтому вам надо научиться играть по другим правилам, подстроиться под другие законы.
Только совсем маленькие дети учатся неосознанно, “на слух”, просто повторяя услышанное и понимая, что ему говорят в данной конкретной ситуации. Многократное повторение закрепляет успех. Умение говорить на английском приходит к маленькому ребенку аналогично тому, как умение говорить на родном языке.
Несколько слов о правилах. Книга — источник знаний, а учебник английского языка — это свод правил или источник знаний о грамматике английского языка. Словарь — это вместилище слов, источник знаний о словарном составе языка. Правила, которые вы читаете в учебнике по грамматике английского языка, кем-то написаны и автор этого учебника именно так “видит”, так воспринимает информацию, которая относится к грамматике. В своей книге автор пишет грамматические правила так, как именно он их понимает. Само собой разумеется, все правила в учебнике достоверны, однако это вовсе не означает, что они понятны, без исключения, всем учащимся.
Почему так происходит? Если задуматься, то становится ясно, что грамматические правила рассчитаны на “среднего” абстрактного учащегося, то есть на всех учащихся в целом, но не на индивидуальность. Но мы очень разные, и воспринимаем информацию по-разному, поэтому для некоторых учащихся правила, ( или смысл, заложенный в правилах), написанные в учебниках не совсем ясны и понятны. То есть, вроде бы само правило понятно, но копни поглубже, попроси рассказать о том или ином положении в грамматике, которого касается это правило, и учащийся в растерянности и толком не может объяснить то или иное понятие, путается, так сказать, в показаниях. Получается, что правило заучивается в отрыве от структуры английского языка, учащийся просто знает правила наизусть. Поэтому, тупая зубрежка правил вовсе не гарантирует понимания. А если ученик не понимает какую-то новую информацию, то это означает , что он ее не усваивает и о каком -то знании вообще нет смысла и говорить.
Зачем вообще нужны правила? Если вы без запинки отвечаете то или иное правило, но не можете и двух слов связать по-английски, написать письмо на английском языке или читать английские книги и понимать английскую речь, то зачем вы их учили?
Грамматические правила нужны, чтобы понять строй английского языка или построение слов. Это означает, что правила надо понимать, а не зубрить.
Когда каждый раздел грамматики, каждое понятие или термин вы можете объяснить самому себе без всяких правил, которые для вас кто-то написал, только тогда вы их действительно знаете. Я называю это так: «пишите или создавайте» свой собственный учебник английского языка лично для себя, переделывайте то, что вам предлагают учить наизусть так, чтобы ваше объяснение и малолетнему ребенку было понятно.
Зачастую, непонимание возникает в самом начале пути, так сказать, с самых азов, когда учащийся не до конца понимает термины, на которых и строится язык. Например, такие слова, как “инфинитив”, “дополнение”, “модальность”, “ имя существительное”, “предлог”.
Приведу один пример: в любом учебнике по грамматике английского языка можно прочитать определение “инфинитива” = “ Инфинитив — это первоначальная форма глагола”. И такое определение “инфинитива” является правильным и верным, как верно и то, что до многих совершенно не доходит смысл этого слова. Если я задаю простой вопрос: » В русском языке есть такое понятие, как инфинитив?» , то на удивление, многих этот вопрос ставит в тупик. Но правило -то они знают и получили за него хорошую отметку в школе. А какой от этого прок?
Есть очень простой критерий для выяснения, понимаете ли вы то или иное правило или термин. Этот критерий заключается в том, чтобы вообще не использовать никаких “готовых” правил из учебников, а попытаться своими словами объяснить то, что вы поняли. Представьте, что перед вами первоклассник, и вам надо объяснить ему, что означают такие слова, как — “инфинитив” или “существительное” так, чтобы этот ребенок все понял. Если вы не можете своими словами дать определение тому или иному термину — значит вы его не совсем понимаете или совсем не понимаете. Значит, надо научиться думать, и только тогда можно простыми словами объяснить то или иное понятие, определение термина или правило, которое вы прочитали в учебнике.
Любая наука начинается с терминологии, будь то физика, химия , математика или биология. Иностранный язык для вас — это такая же научная дисциплина. Когда вы говорите на родном языке , вы даже и не думаете о терминах и правилах, вы просто говорите. Ведь в обычной жизни мы имеем весьма смутное представление о таких терминах, как например: омоним, инверсия, конверсия, синонимы, эмфаза, союз.
В англо-русских словарях помещен словарный состав английского языка. Каждое английское слово имеет аналог в русском языке. По этим значениям не всегда можно определить истинный смысл слова, особенно это касается глаголов и прилагательных, так как информация, которую передает слово является объемной. Это значит, что почти в каждом слове заложен истинный смысл, который состоит из буквального и переносного и проявляется в предложениях и словосочетаниях. Также это проявляется и в том, что некоторые распространенные слова имеют несколько значений.
Если вы можете объяснить истинный смысл слова себе самому с примерами, тогда вы хорошо понимаете значение слова и что самое главное, можете активно и безошибочно использовать его в реальной речи.