Оглавление —> Все способы и алгоритмы
Полагаю, что все понимают, что иметь прочный словарный запас — это очень важно. Базовый словарный запас — одна из важных составляющих овладения иностранным языком. Но как заиметь хороший словарный запас? Ведь у всех, без исключения, учащихся одна проблема — нехватка времени. Ни разу не встречала учеников, у которых полным -полно времени на изучение языка. Но даже если это время и появляется ( отпуск, каникулы и т.д.) то мало кто тратит это время целенаправленно.
Как же, имея каждодневный ограниченный ресурс времени, овладеть хорошим словарным запасом за короткий период, и к тому же качественно запомнить слова? Для начала надо определиться с самими словами, то есть, какие именно слова надо учить. Качественное запоминание слов — это переход от понимания смысла слова, к заучиванию , а от заучивания к ЗНАНИЮ слова. То есть, надо так выучить слово, чтобы его ЗНАТЬ и никогда не упустить из памяти. Это и есть качество. Полагаю, вы не не раз сталкивались с ситуацией, когда вы говорите,- “да, я помню, что учил это слово, но НЕ ПОМНЮ его значение”. Но иметь базовый запас слов — это еще не все. Словами надо уметь пользоваться. Итак, у нас вырисовываются три задачи, так или иначе связанные со словами.
1. Какие слова нужно учить в первую очередь.
2. Как учить, чтобы не забывать.
3. Как пользоваться словами.
Вначале займемся первым пунктом — must-have words — очень нужными словами. Рассмотрим возможные варианты подбора и заучивания слов.
Можно учить все слова подряд, вообще не заботясь о подборе. То есть, особо не вникая в их происхождение и не “сортируя” их по частям речи, смыслу и построению. Что обычно все и делают. Например, в школах, колледжах и институтах занимаются по учебникам или пособиям, в которых есть поурочные словари. Педагог дает задания и ученики или студенты учат. Одним словом, что нам дали, то и учим. Есть еще вариант, который предусматривает чтение книг ( лучше в оригинале). Читаем английскую книгу и выписываем незнакомые слова и учим. Это — “слепое” запоминание или выбор слов наугад. Какие слова попались в книге, учебнике, газете или журнале, такие слова и учим. Такой способ подбора слов хорошо “работает”, когда учащийся долгий период времени регулярно и много читает английские книги, газеты, журналы и т.д. ( например, с детства). То есть, ученик постоянно видит перед собой разные английские тексты, а выученные слова имеют “привычку” повторяться. Повторяясь снова и снова, слова “закрепляются” в памяти и волей неволей запоминаются и пополняют “копилку” слов. Так сказать, количество переходит в качество. Работает зрительная память.
Но покажите мне ученика, который с упоением читает английские книги ( или вообще читает хоть что-нибудь) и имеет время на качественное неспешное чтение. В школах и институтах вы обычно читаете короткие простые учебные тексты с лексическим материалом к этим текстам. Обычно между чтением этих текстов делаются перерывы, что не способствует запоминанию слов, да и объем прочитанных текстов ничтожно мал. Для многих такой способ набора слов не совсем подходит и особенно не подходит тем, у кого малый ресурс времени для учебы.
Можно учить слова по разговорным темам. Слова подбираются именно по данной теме, то есть составляется картотека слов. Например , берется тема “Семья”, и подбираются слова к этой теме. Это хороший способ, так как все нужные слова сосредоточены в одном месте. Способ запоминания слов по темам всегда предусматривает наглядность, то есть мы рисуем картинки, карты, схемы, графики, диаграммы и т.д. Работает зрительная память. А составление сообщения по теме ( устное или письменное) подкрепляет значения слов.
Можно учить слова по–цепочке или по устойчивым словосочетаниям. Это осмысленный выбор слов, поэтому он лучше “слепого” запоминания. Такой способ как раз для тех, у кого мало времени. Девиз этого способа = Никогда не учите слова поодиночке. Работает он примерно так.
а) действие — последствие. Например , вы выучили глагол — “просить прощения” = “to apologize”. Но когда мы просим прощения — то это последствие какого- либо действия: мы просим прощения за то, что обидели, оскорбили, высмеяли и т.д. А после извинения последует прощение, значит нужен глагол — прощать. Можете не сомневаться, эти глаголы “гуляют” рядом и есть смысл их учить вместе. Вот цепочка.
обидеть — просить прощения — простить. = to hurt one’s feelings — to apologize — to forgive
б) действия — тандемы. Такие глаголы часто “работают” в парах. Например, если вы выучили глагол — “открывать” , то тогда сразу учите — глагол –“закрывать”. Вот примерные цепочки.
начинать — заканчивать = to begin –to finish
брать — давать = to take — to give
продавать- покупать = to sell — to buy
читать — писать = to read — to write
спрашивать — отвечать = to ask — to answer
приходить- уходить = to come — to leave
Когда вы освоите “первые” значения этих слов , то копая глубже , можно говорить о синонимах, антонимах, переносном смысле, предлогах, послелогах, фразовых глаголах и фразеологизмах.
в) действие + объект. Действие может быть направлено на что-либо или куда-либо. Объект воздействия, как правило ожидаем.
Если вы выучили слово — “открывать (ся) ” = “to open” , то сразу учите слова, которые могут стоять с глаголом “to open”, они просто напрашиваются — открывать (что?) — книгу, дверь , окно и т.д. Может открываться — магазин, почта, банк, дверь. Никому в голову не придет поставить рядом в глаголом “открывать” слова — “рыба”, “кошка”, “карандаш”. Такие словосочетания можно назвать устойчивыми, слова как бы “стремятся” стать в пару, стремятся друг к другу.
Но глаголы — тандемы часто используют одни и те же объекты. Поэтому задача упрощается. Глаголы-тандемы: открывать-закрывать — to open-to close; Закрывать (что?) книгу, дверь, окно, и т.д.
Можно учить по словарю, но по алфавиту. Просто открываем словарь на букву “А” и учим слова на букву “А” и т.д. На первый взгляд — это очень непродуктивно. Здесь тоже есть некоторые хитрости. Этот способ хорош, когда вы отталкиваетесь от словообразования. Например , можно выучить префиксы по алфавиту, и заодно учить слова. Но словам всегда нужны подкрепления в тексте, значит надо все-таки что-нибудь читать.
Все эти способы можно и нужно сочетать , ведь не обязательно делать что-то одно, можно варьировать.