Оглавление —> Глагол
За многие годы преподавания английского языка я ни разу не встречала студента, или выпускника средней школы, института или колледжа, который бы хорошо разбирался в английских временах. Даже те, кто занимается английским с детства и заканчивает или закончил институт иностранных языков, не могут рассказать о них внятно, понятно и разборчиво. Обычно все объяснения упираются в заезженные правила, которые написаны авторами учебников, но не всегда правила помогают докопаться до сути. Отсюда и ошибки, досадные промахи в использовании времен, когда надо написать статью, письмо, сочинение на английском языке или перевести текст с русского языка на английский. А ведь при правильном понимании времён английского языка ошибок быть не может, и понимая их, начинаешь понимать, какая это стройная и простая система глагольных форм, которая с предельной точностью и выразительностью передаёт мысль автора.
Нельзя забывать, что любой язык — эта сама жизнь, это отражение жизни. Поэтому реальное время всегда отражается в языке, но уже как грамматическое время, то есть оно передаётся словами. Мы понимаем , что есть прошлое, и говорим о прошедших событиях в прошедшем времени, о предполагаемых, будущих событиях говорим в будущем времени, о текущих, переживаемых событиях — в настоящем. Поэтому и в грамматике могут быть только НАСТОЯЩЕЕ, ПРОШЕДШЕЕ И БУДУЩЕЕ времена. В повседневной жизни мы говорим на родном языке, не думая ни о каких временах, но всегда точно понимаем, в каком времени мы говорим. Но когда мы учим иностранный язык, то надо знать, по каким правилам строятся грамматические времена в изучаемом языке. Если взять любое предложение, то в нём будут слова, которые показывают грамматическое время ( настоящее, прошедшее и будущее). Какие слова отвечают за время? Конечно, в первую очередь это будут глаголы и маячки.
Что такое глаголы, мы уже обсуждали в предыдущих сообщениях. Каждый глагол имеет инфинитив, и что означает слово “инфинитив” и есть ли инфинитив в русском языке и других языках мы тоже разбирали. Теперь становится ясно, что мы списываем из словаря глаголы в инфинитиве, а глагол в инфинитиве не может показывать никакого времени, это просто название действия или состояния. Для того, чтобы показать грамматическое время, мы изменяем глагол, добавляя какие-то окончания, прибавляем приставки и т.д. Посмотрим это на примере русского языка: напоминаю, что инфинитивы глаголов в русском языке заканчиваются на буквосочетания “ТЬ” или “ТЬСЯ”. Например: ходиТЬ, смотреТЬ, учиТЬ, читаТЬ, жиТЬ; или улыбаТЬСЯ, смеяТЬСЯ, заботиТЬСЯ, бояТЬСЯ, стремиТЬСЯ. Но если мы поставим эти глаголы по грамматическим временам, то они меняются.
Настоящее время: Я хожу, смотрю, учу, читаю, живу; или Я улыбаюсь, смеюсь, забочусь, боюсь, стремлюсь.
Прошедшее время: Я ходила (пошла), смотрела (посмотрела), учила ( выучила), читала (прочитала), жила (прожила); или Я улыбалась, смеялась, заботилась, боялась, стремилась.
Будущее время: Я пойду (буду ходить), посмотрю (буду смотреть), выучу (буду учить), прочитаю (буду читать), проживу (буду жить); или Я улыбнусь (буду улыбаться), посмеюсь ( буду смеяться), позабочусь ( буду заботиться), буду бояться, буду стремиться.
В английском языке перед глаголом, который стоит в инфинитиве, всегда стоит частица “to”. Но чтобы показать настоящее, прошедшее и будущее , надо тоже менять английский глагол по грамматическим законам, чтобы понимать в каком времени мы хотим изъясняться. Напоминаю, что в английском языке нет падежей, а значит и нет окончаний, отсюда и строгий порядок слов в предложении. Это очень упрощает нашу задачу, но в английском языке есть “оттенки” времён, то есть, по четыре разновидности настоящего, прошедшего и будущего времён. А учитывая то обстоятельство, что есть ещё и пассивный залог, то общий итог всех глагольных форм — это 26. Но это не повод для беспокойства, так как система построения английских грамматических времён очень проста и логична и трудностей обычно не возникает при правильном подходе к освоению глагольных времен. Простая зубрёжка или бездумное заучивания правил вряд ли помогут, как впрочем при освоении любой науки.
Маячки, это по сути индикаторы времени, это слова и словосочетания, которые “подкрепляют” или «поддерживают» настоящее , прошедшее и будущее время. Например, если мы описываем события в прошедшем времени, то это могут быть такие слова, как: вчера, на прошлой неделе, два часа назад. В будущем времени, соответственно, это будут такие слова, как: завтра, через три года, на следующей неделе.
Маячки могут не только «подкреплять» настоящее , прошедшее и будущее время, а также служить «навигаторами» или «визитными карточками» в определении группы времен, то есть оттенков настоящего, прошедшего и будущего времен: Indefinite, Continuous, Perfect, Perfect Continuous.