Словарный минимум на день. Как учить слова?

Оглавление —> Все способы и алгоритмы

Приступим к расширению нашего словарного запаса. Этот блок тесно связан с первым блоком. Заучивая значения слов, надо уметь их правильно читать и произносить.

Блок 2. Важное ежедневное задание — учить слова. Но как правильно их запоминать, чтобы не забывать, и какие слова надо учить в первую очередь?

Начинающие изучать английский должны начинать с таких слов, которые очень часто слышатся в речи, т. е. наиболее важными для общения словами. В любом языке есть большое количество слов, но невозможно использовать все слова в устной или письменной речи. У каждого человека есть активный и пассивный запас слов и в своем родном языке. Активный словарь нужен для общения, а пассивный хранится в памяти, мы знаем и понимаем все значения слов, но используем их в своей речи не очень часто. В английском языке то же самое, поэтому начинаем с активного минимума.

Есть три уровня освоения слов:

1. Уровень ЗНАНИЯ. Этот уровень предполагает, что вы знаете значение слов, правильно их читаете и воспринимаете на слух. Читая английские тексты, достаточно легко их переводите.

2. Уровень УМЕНИЯ. Вы можете переводить с русского на английский язык, вспоминая значения слов, запинаясь и временами останавливаясь, но медленно и уверенно.

3. Уровень АВТОМАТИЗМА. Способность быстро переводить, не задумываясь с русского языка на английский, знать синонимы и антонимы слов и их многозначность.

Наша задача — добиться уровня автоматизма, но начинаем с первого уровня, переходим на второй, а затем уже и на третий.

Как правильно учить и запоминать слова? Никто не ответит на этот вопрос однозначно. Существует много методов, однако, что подходит одному ученику, может не годится для другого. Одно только подходит для всех техник — это классификация. Любая наука начинается с классификации, так как это основа ориентирования в любом материале. То же самое и в жизни: в любой большой библиотеке есть каталог и нужную книгу легко найти, в любом супермаркете все товары разложены по полкам. Если слова не классифицировать, а учить просто так, они перемешиваются в большой ком, и очень часто нас и посещает это чувство “ я — же — учил — но — не — могу — вспомнить”. Для взрослого учащегося самыми хорошими способами для запоминания может служить использование ЛОГИКИ, ВООБРАЖЕНИЯ и ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ. Надо еще помнить, что в каждом значащем слове заключен определенный ОБЪЕМ ИНФОРМАЦИИ, то есть, любое слово имеет много значений.

ОБЩЕПРИНЯТЫЙ МЕТОД заучивания слов известен всем со школьной скамьи. Такой способ напоминает словарь. Страницу делим на три столбика: в левом столбике пишем английские слова, в среднем их транскрипции, а в правом столбике их значения на русском языке. Такой способ же стар, как и изучение иностранного языка, и у него есть большое достоинство, однако есть и большой недостаток. Он заключается в том, что слова мы запоминаем в отрыве от контекста. Единственной привязкой служит соответствующее значение в родном языке. Точка отправления не самая удачная. Прежде всего потому, что, как правило, при этом усваивается только одно значение слова, и нет других слов с которыми данное слово сочетается. И все таки такой словарь вы пишете САМИ, и можно использовать разноцветные ручки, ввести графическое или фигурное оформление, т. е. вы можете внести в него черты вашей ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ.

СЛОВАРНЫЙ СПОСОБ заучивания слов тоже давно известен. Такой способ предпочитают люди с самыми противоположными индивидуальностями.Речь идет о выучивании слов прямо со словаря .Хорошие словари дают слова в их взаимосвязях с основными лексическими группами. Может быть, этим объясняется тот факт, что хотя словарный способ и противоречит элементарным основам методики преподавания иностранных языков, тем не менее он оправдывает себя на практике.

ОБЪЕДИНЕННЫЙ СПОСОБ сочетает в себе логические преимущества словаря и личностный характер словника.

Мы можем записывать слова в тетрадку не изолированно, а в сочетаниях с какими-то другими словами. В первую очередь вместе с другими словами текста, приписывая родственные по смыслу слова (синонимы) или противоположные по смыслу (антонимы). Но следует слишком увлекаться: записываем только то, что действительно напрашивается.

СЕМЕЙСТВЕННЫЙ СПОСОБ основывается на ценном свойстве слов порождать целые семьи, порою чрезвычайно многочисленные, которые в свою очередь образуют лексическое сообщество. Слова учатся во всем их многообразии — кустами, и в словосочетаниях раскрывается вся внутренняя логика языка. Такой способ подходит для любознательных, которые любят докапываться до всего самостоятельно. Но необходимо знать законы построения слов — word — building.

КАРТОЧНЫЙ СПОСОБ очень подходит для очень занятых учащихся. Нарезаем листочки плотной бумаги и сгибаем их пополам.Это и есть карточка. Она может быть любого размера, который для вас удобен. Вечером записываем на одной стороне от 10 до 20 английских слов, а рядом их значения на русском. Утром, за завтраком бегло просматриваем этот список, и берем его с собой на работу или на учебу. За день можно найти время и просмотреть эти слова с разных позиций, либо английские слова, вспоминая их перевод на русский язык, либо наоборот. Вечером на обратной стороне этого листочка бумаги пишем новую порцию слов, и на следующий день делаем то же самое. Если правильно запустить такой конвейер и не останавливаться, подкрепляя выученные слова чтением, то результат вас точно не разочарует. Преимущества такого способа очевидны: вы всегда можете достать карточку и проверить значения слов, придумать с ними какие — предложения, проговорить, а если и забыли слово, то рядом есть его значение.

Есть и другой способ использования карточек и очень действенный. Но он может быть применен только к определенным словам  — существительным, которые обозначают материальные предметы. Иногда можно использовать и глаголы. Тогда карточки используются, как стикеры или наклейки. На каждую карточку пишем одно слово по — английски, прикрепляя ее на тот предмет, который называется этим словом. Например, на стену можно прикрепить ее значение “WALL”, на дверь “DOOR”, но любая дверь открывается, если ее толкнуть или потянуть на себя. Напишите глагол “PUSH” — ТОЛКАТЬ на одной стороне двери, где вы ее толкаете и “PULL” — ТЯНУТЬ на обратной стороне, где вы ее тянете, и за очень короткое время эти слова врежутся в память намертво. Здесь работает зрительная память и нет предела в выборе слов, обозначающих предметы и действия. Таким способом легко выучить значения предметов, которые окружают нас дома и не только, и глаголов с которыми эти предметы чаще всего связаны. Например, такое простое слово как КНИГА — “BOOK”, но какие глаголы с ней связаны? Книгу можно ЧИТАТЬ, ПЕРЕЛИСТЫВАТЬ, ПРОСМАТРИВАТЬ, ПОДЧЕРКИВАТЬ в ней какие — то слова, ее можно ОТКРЫТЬ, ЗАКРЫТЬ, ИСКАТЬ информацию, НАХОДИТЬ что-то интересное и т. п. Так напишите эти глаголы на карточках и наклейте на книгу в нужных местах, и всякий раз, когда вы делаете эти действия, вы будете натыкаться взглядом на их значения на английском языке и они запомнятся навсегда.

В следующий раз продолжим эту тему и познакомимся с другими способами заучивания слов.