link1495 link1496 link1497 link1498 link1499 link1500 link1501 link1502 link1503 link1504 link1505 link1506 link1507 link1508 link1509 link1510 link1511 link1512 link1513 link1514 link1515 link1516 link1517 link1518 link1519 link1520 link1521 link1522 link1523 link1524 link1525 link1526 link1527 link1528 link1529 link1530 link1531 link1532 link1533 link1534 link1535 link1536 link1537 link1538 link1539 link1540 link1541 link1542 link1543 link1544 link1545 link1546 link1547 link1548 link1549 link1550 link1551 link1552 link1553 link1554 link1555 link1556 link1557 link1558 link1559 link1560 link1561 link1562 link1563 link1564 link1565 link1566 link1567 link1568 link1569 link1570 link1571 link1572 link1573 link1574 link1575 link1576 link1577 link1578 link1579 link1580 link1581 link1582 link1583 link1584 link1585 link1586 link1587 link1588 link1589 link1590 link1591 link1592 link1593 link1594 link1595 link1596 link1597 link1598 link1599 link1600 link1601 link1602 link1603 link1604 link1605 link1606 link1607 link1608 link1609

Как расширить словарный запас. Варианты подбора и заучивания слов. Must-have words

Оглавление —> Все способы и алгоритмы

Полагаю, что все понимают, что иметь прочный словарный запас — это очень важно. Базовый словарный запас — одна из важных составляющих овладения иностранным языком. Но как заиметь хороший словарный запас? Ведь у всех, без исключения, учащихся одна проблема — нехватка времени. Ни разу не встречала учеников, у которых полным -полно времени на изучение языка. Но даже если это время и появляется ( отпуск, каникулы и т.д.) то мало кто тратит это время целенаправленно.

Как же, имея каждодневный ограниченный ресурс времени, овладеть хорошим словарным запасом за короткий период, и к тому же качественно запомнить слова? Для начала надо определиться с самими словами, то есть, какие именно слова надо учить. Качественное запоминание слов — это переход от понимания смысла слова, к заучиванию , а от заучивания к ЗНАНИЮ слова. То есть, надо так выучить слово, чтобы его ЗНАТЬ и никогда не упустить из памяти. Это и есть качество. Полагаю, вы не не раз сталкивались с ситуацией, когда вы говорите,- “да, я помню, что учил это слово, но НЕ ПОМНЮ его значение”. Но иметь базовый запас слов — это еще не все. Словами надо уметь пользоваться. Итак, у нас вырисовываются три задачи, так или иначе связанные со словами.

1. Какие слова нужно учить в первую очередь.

2. Как учить, чтобы не забывать.

3. Как пользоваться словами.

Вначале займемся первым пунктом — must-have words — очень нужными словами. Рассмотрим возможные варианты подбора и заучивания слов.

Можно учить все слова подряд, вообще не заботясь о подборе. То есть, особо не вникая в их происхождение и не “сортируя” их по частям речи, смыслу и построению. Что обычно все и делают. Например, в школах, колледжах и институтах занимаются по учебникам или пособиям, в которых есть поурочные словари. Педагог дает задания и ученики или студенты учат. Одним словом, что нам дали, то и учим. Есть еще вариант, который предусматривает чтение книг ( лучше в оригинале). Читаем английскую книгу и выписываем незнакомые слова и учим. Это — “слепое” запоминание или выбор слов наугад. Какие слова попались в книге, учебнике, газете или журнале, такие слова и учим. Такой способ подбора слов хорошо “работает”, когда учащийся долгий период времени регулярно и много читает английские книги, газеты, журналы и т.д. ( например, с детства). То есть, ученик постоянно видит перед собой разные английские тексты, а выученные слова имеют “привычку” повторяться. Повторяясь снова и снова, слова “закрепляются” в памяти и волей неволей запоминаются и пополняют “копилку” слов. Так сказать, количество переходит в качество. Работает зрительная память.

Но покажите мне ученика, который с упоением читает английские книги ( или вообще читает хоть что-нибудь) и имеет время на качественное неспешное чтение. В школах и институтах вы обычно читаете короткие простые учебные тексты с лексическим материалом к этим текстам. Обычно между чтением этих текстов делаются перерывы, что не способствует запоминанию слов, да и объем прочитанных текстов ничтожно мал. Для многих такой способ набора слов не совсем подходит и особенно не подходит тем, у кого малый ресурс времени для учебы.

Можно учить слова по разговорным темам. Слова подбираются именно по данной теме, то есть составляется картотека слов. Например , берется тема “Семья”, и подбираются слова к этой теме. Это хороший способ, так как все нужные слова сосредоточены в одном месте. Способ запоминания слов по темам всегда предусматривает наглядность, то есть мы рисуем картинки, карты, схемы, графики, диаграммы и т.д. Работает зрительная память. А составление сообщения по теме ( устное или письменное) подкрепляет значения слов.

Можно учить слова по–цепочке или по устойчивым словосочетаниям. Это осмысленный выбор слов, поэтому он лучше “слепого” запоминания. Такой способ как раз для тех, у кого мало времени. Девиз этого способа = Никогда не учите слова поодиночке. Работает он примерно так.

а) действие — последствие. Например , вы выучили глагол — “просить прощения” = “to apologize”. Но когда мы просим прощения — то это последствие какого- либо действия: мы просим прощения за то, что обидели, оскорбили, высмеяли и т.д. А после извинения последует прощение, значит нужен глагол — прощать. Можете не сомневаться, эти глаголы “гуляют” рядом и есть смысл их учить вместе. Вот цепочка.

обидеть — просить прощения — простить. = to hurt one’s feelings — to apologize — to forgive

б) действия — тандемы. Такие глаголы часто “работают” в парах. Например, если вы выучили глагол — “открывать” , то тогда сразу учите — глагол –“закрывать”. Вот примерные цепочки.

начинать — заканчивать = to begin –to finish

брать — давать = to take — to give

продавать- покупать = to sell — to buy

читать — писать = to read — to write

спрашивать — отвечать = to ask — to answer

приходить- уходить = to come — to leave

Когда вы освоите “первые” значения этих слов , то копая глубже , можно говорить о синонимах, антонимах, переносном смысле, предлогах, послелогах, фразовых глаголах и фразеологизмах.

в) действие + объект. Действие может быть направлено на что-либо или куда-либо. Объект воздействия, как правило ожидаем.

Если вы выучили слово — “открывать (ся) ” = “to open” , то сразу учите слова, которые могут стоять с глаголом “to open”, они просто напрашиваются — открывать (что?) — книгу, дверь , окно и т.д. Может открываться  — магазин, почта, банк, дверь. Никому в голову не придет поставить рядом в глаголом “открывать” слова — “рыба”, “кошка”, “карандаш”. Такие словосочетания можно назвать устойчивыми, слова как бы “стремятся” стать в пару, стремятся друг к другу.

Но глаголы — тандемы часто используют одни и те же объекты. Поэтому задача упрощается. Глаголы-тандемы: открывать-закрывать — to open-to close; Закрывать (что?) книгу, дверь, окно, и т.д.

Можно учить по словарю, но по алфавиту. Просто открываем словарь на букву “А” и учим слова на букву “А” и т.д. На первый взгляд — это очень непродуктивно. Здесь тоже есть некоторые хитрости. Этот способ хорош, когда вы отталкиваетесь от словообразования. Например , можно выучить префиксы по алфавиту, и заодно учить слова. Но словам всегда нужны подкрепления в тексте, значит надо все-таки что-нибудь читать.

Все эти способы можно и нужно сочетать , ведь не обязательно делать что-то одно, можно варьировать.